- Серенада
-
СЕРЕНА́ДА (от итал. serenare — проводить ночь под открытым небом) — вечерняя или ночная приветственная песня, исполняемая под окном возлюбленной (или какого-либо др. конкретного лица) с сопровождением лютни, мандолины, гитары. Зародилась в ср.-век. Италии и распространилась среди романских народов. Используется в опере, но чаще как камерно-вокальный жанр для голоса и фортепиано (Ф. Шуберт). Название "С." не всегда ставится композитором ("Ночной зефир" в версиях М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского). А. П. Бородину принадлежит "С. четырех кавалеров одной даме" для мужского квартета. Традицию романса-С. продолжили А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, Н. Я. Мясковский, Н. К. Метнер, Т. Н. Хренников, Д. Б. Кабалевский.
Инструмент. произв., аналогичное по настроению вокальной С., порой с юмористическим оттенком. С. для фортепиано создали А. Г. Рубинштейн, М. А. Балакирев, С. В. Рахманинов, А. Т. Гречанинов, Д. Д. Шостакович; для виолончели с оркестром — Н. А. Римский-Корсаков, для скрипки и фортепиано — А. С. Аренский, М. С. Вайнберг, А. Н. Черепнин; для кларнета и струнного оркестра — Гречанинов; для камерного состава — М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. М. Волконский.
Циклич. Инструмент. сочинение, родственное сюите, дивертисменту, кассации, ноктюрну. В 18 в. исполнялось на открытом воздухе с участием духовых. П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, Н. Я. Мясковский предназначали С. для оркестра, И. Ф. Стравинский — для фортепиано, А. Г. Шнитке — для квинтета.
Часть инструмент. циклич. произв., воспроизводящая черты вокальной С. (Маленькая сюита для фортепиано А. П. Бородина, Квартет № 15 Д. Д. Шостаковича).
В 17—18 вв. в Зап. Европе — театрализованная кантата, подобная маленькой опере, приуроченная к придворному торжеству. С. "Сюрприз богов" (на итал. яз.) Дж. Паизиелло исполнялась в С.-Петербурге в 1777.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.